МКОУ Карповская СОШ
Алтайский край, Тюменцевский район, п.Карповский
  • Профессиональные стандарты

    Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории.

    Профстандарты педагогов призваны перевести образовательный процесс в России на новый, более высокий уровень. Их внедрение должно последовательно изменить ситуацию: сформировать кейсы критериев по различным специальностям для работодателей и учебных учреждений, создать работающие методики для повышения качества образования в целом. При этом должны учитываться региональные и другие особенности.

    Перечень профессиональных стандартов в сфере образования 2023

    В сфере образования действуют следующие профстандарты:

    Код Наименование Нормативный акт, утвердивший ПС Скачать документ
    01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) – до 1 сентября 2022 г. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/129
    01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель) – с 1 сентября 2022 г. Проект https://spkobr.ru/upload/docs/ps-uchitel.pdf
    01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования) Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н https://spkobr.ru/upload/iblock/f0f/f0f1f328ee3a8134a495bc8178b590e4.pdf
    01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 № 652н https://spkobr.ru/0001202112170041.pdf
    01.005 Специалист в области воспитания Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н https://spkobr.ru/upload/iblock/ca6/ca679eb5b970eb4b59bd08339e9a8202.pdf
    01.007 Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) Приказ Минтруда России от 25.12.2018 № 840н https://spkobr.ru/upload/iblock/156/156c801efde94e52e5ef8b4bfe501e28.pdf
    01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) Приказ Минтруда России от 19.04.2021 г. № 250н https://spkobr.ru/upload/docs/utverzhdennye-professionalnye-standarty/01.011.pdf
    03.014 Деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста

    Минтруда России от 05.12.2018 г. № 769н

    https://spkobr.ru/upload/docs/utverzhdennye-professionalnye-standarty/03.014.pdf

     Несколько проектов для других педагогических специальностей еще находятся в разработке. 

    Профстандарт "Педагог профессионального обучения" был отменен Приказом Минтруда №832н от 26.12.2019 г.

    С 1 сентября 2022 года начал действовать новый профстандарт педагога дополнительного образования, который заменил прежний стандарт, утвержденный приказом Минтруда от 05.05.2018 № 298н. В новый документ добавили квалификационное требование для студентов, а трудовые функции остались прежними. Теперь можно принять студента на должность педагога допобразования, тренера-преподавателя и преподавателя. Критерий отбора – студент должен успешно пройти промежуточную аттестацию минимум за два года обучения. Педагогов же затрагивают изменения только в части квалификации. Если у работника образование непедагогическое, но соответствует реализуемой программе, он может получить дополнительное профессиональное образование педагогической направленности. Ранее требовалось допрофобразование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки». Как и прежде, такая переподготовка необязательна – ее можно пройти при необходимости.

    Также с 1 сентября должен вступить в силу новый профстандарт для учителей. Прежний, утвержденный приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н, будет признан утратившим силу. Дело в том, что предыдущий стандарт касался и воспитателей, и учителей, а это всё таки разные специальности. Новый документ предназначен только для школьных учителей. В профстандарте педагога зафиксированы два основных уровня квалификации: уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы). Соответственно различаются и трудовые функции. Уровень 5: педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов. Уровень 6: педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования; педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях; педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.

    Также в зависимости от уровня в профстандарте различаются требования к образованию и обучению: для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки"; для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».  Кроме того, в новом стандарте установлены требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов.

    Структура профессионального стандарта

    Профстандарты разрабатываются и публикуются с необходимым количеством приложений, направленных на дифференциацию по специальностям и по различным уровням квалификации. Коротко структуру профессионального стандарта педагога можно описать следующим списком: Информация о профессии – точное название и классификация, сведения о трудовой деятельности. Регламентирование выполняемых функций и соответствующих им квалификационных уровней или подуровней. Подробное описание выполняемых функций и требований к квалификации, образованию и опыту. Данные об организации-разработчике. В приложениях дается еще более конкретная информация. Так, например, стандарт педагога имеет 4 приложения: требования к «электронной» компетенции, психологические требования, требования для учителей-«предметников» (русский язык и математика как вошедшие в систему ЕГЭ), рекомендации по внедрению ПС.

    Требования и обязанности

    Компетенции педагогов и требования к ним прописаны в профстандартах. Очень кратко их можно описать как функции, непосредственно связанные с возрастом обучаемых, преподаваемым предметом и местом предмета в общей воспитательной системе.  Педагогический работник обязан: В области обучения – безупречно знать свой предмет и применять в преподавании самые передовые методики. В области воспитания – быть примером для подрастающего поколения. В части саморазвития – уметь объяснить пользу и необходимость саморазвития и самообразования, как неотъемлемых составляющих любого образовательного процесса. Например, для педагога-психолога необходимо знать и уметь использовать базовые приемы, применяющиеся в психодиагностике, понимать возрастные принципы и особенности развития и мировоззрения, быть готовым помогать при необходимости «вливаться» в сложившийся коллектив. Учитель начальных классов берет на себя ответственность за «плавный переход» детей от дошкольного детства к «взрослой жизни». Он должен уметь организовать учебный процесс после игровой деятельности, быть готовым к контактам с родителями, создавать доверительный образ педагога, уметь внятно доносить учебные материалы. Компетенции воспитателя включают навыки обучения через игру.

    Соответствие требованиям

    Профстандарт учителя можно рассматривать в том числе и как систему квалификационных навыков, обязательно присутствующих как у претендующего на работу по специальности, так и уже опытных педагогов. Если при найме на работу достаточно отказать тому, кто не соответствует требованиям ПС, то с уже работающими сотрудниками сложнее. Одна из целей внедрения профстандартов в области образования – регулярные аттестации, контроль и, при необходимости, направление педагога на допобучение. Конечно, будет возможен вариант и повышения квалификации по собственному желанию.

    Внедрение в организациях

    Какого-либо разработанного плана, направленного на регламентизацию внедрения профессиональных стандартов для педагогов, не существует, все происходит индивидуально. Перечень действий администрации учебного заведения, вводящего профстандарт, будет таким:

    Шаг 1. Определить состав комиссии по внедрению, рабочей группы

    Шаг 2. Составить список стандартов, необходимых для использования в конкретной организации. Это производится путем сверки штатного расписания (указанных в нем должностей) и ПС. Мероприятие фиксируется в итоговом протоколе комиссии.

    Шаг 3. Исследование документооборота учебного заведения в части содержания трудовых договоров и разнообразных локальных нормативных актов, внесение необходимых корректив в соглашения с педагогами.

    Шаг 4. Проверка работников, их квалификации на соответствие требованиям ПС и оформление последующего отчета для руководства образовательного заведения. Пока не существует законодательного механизма для случаев, если педагог не отвечает условиям профстандарта, администрация может только сообщить ему об этом, но никак не уволить. Все действия по внедрению должны быть открыты, прозрачны для всех участников процесса и тех, кого это напрямую касается, – от родителей и детей до представителей педагогического профсоюза и администрации.

    Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1085180-17-m7-professionalnyy-standart-pedagoga

     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie